+7 (495)692-08-78
103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1
"Законность и справедливость - наша цель"
О итогах законодательной работы в 2015 году
31-12-2015

О итогах законодательной работы в 2015 году

 

 

Об основных итогах законодательной деятельности

Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации
в 2015 году

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовлен депутатом Государственной Думы, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской
интеграции и связям с соотечественниками, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации

 

Т.Н. Москальковой

 

Законотворческая деятельность Государственной Думы в 2015 году осуществлялось на фоне следующих крупных событий политического и социально-экономического характера:

запуска функционирования с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, участниками которого стали Россия, Белоруссия, Казахстан,  Армения и Киргизия;

военной операции с применением ВКС России в Сирии, направленной на уничтожение центра международного терроризма;

гуманитарной катастрофы на Украине, связанной с крупными человеческими жертвами и сотнями тысяч украинских беженцев в России;

антироссийских санкций со стороны ЕС и США, блокирования деятельности России в ПАСЕ и других международных организациях;

огромного потока беженцев в Европу;

рекордного снижения цены на нефть, повлекшего разворачивание кризиса в экономике России, увеличение числа граждан, живущих за чертой бедности, до 22 млн. человек.

Новый импульс международным отношениям России с другими государствами, в том числе и СНГ, придало стратегически важное выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на 70-й сессии Генассамблеи ООН 28 сентября 2015 г. в Нью-Йорке.

Россия провела грандиозный Парад Победы, посвященный празднованию 70-летия Победы над фашистской Германией. Несмотря на санкции со стороны западных государств, на праздновании 9 мая в Москве присутствовали генеральный секретарь Организации Объединённых Наций, генеральный директор ЮНЕСКО, руководители многих государств мира.

За 2015 год в Государственную Думу внесено 1566 проектов федеральных законов. На пленарных заседаниях рассмотрено 1225 законопроектов. Принято в трех чтениях 480 законов, в двух чтениях - 2 законопроекта, только в первом чтении - 163 законопроекта.

Ратифицированные международные договоры
Российской Федерации

Государственной Думой ратифицировано45 международных договоров; из них: 17 многосторонних и 28 двусторонних; 22 в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, 3 - с Южной Осетией и 2 - с Абхазией, 18 – с другими государствами мира.

Ратифицировано 6 соглашений, направленных на укрепление правового каркаса Союзного государства России и Беларуси, в части создания единого миграционного пространства (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. 296-ФЗ; Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. 298-ФЗ; Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. 299-ФЗ), совершенствования порядка взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. 338-ФЗ) и сотрудничества в области военной фельдъегерско-почтовой связи (Федеральный закон от 27 октября 2015 г. 290-ФЗ).

Кыргызская Республика вступила в Евразийский экономический союз (закон от 1 июля 2015 года, № 7067-6 ГД) после создания Российско-Кыргызского Фонда развития, на который Россия выделила 1 млрд. долларов (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. 136-ФЗ).

Развиваются двусторонние отношения с Республикой Армения по линии сотрудничества в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 163-ФЗ), в сфере миграционной политики (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 26-ФЗ).

Ратифицировано два исторических договора о союзничестве и интеграции с Южной Осетией и Абхазией, предусматривающих широкомасштабное сотрудничество наших государств в сфере безопасности, экономической политики, миграции, социальной политики и других областях (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 164-ФЗ, Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 3-ФЗ). Также ратифицированы соглашения о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия, и о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей в Республике Южная Осетия (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. 59-ФЗ).

В рамках БРИКС ратифицировано два важнейших инфраструктурно-значимых договора: о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (Федеральный закон от 02 мая 2015 г. № 107-ФЗ ) и о Новом банке развития (Федеральный закон от 08 марта 2015 г. № 29-ФЗ).

Принципиально важное значение для экономики России имеет ратифицированное соглашение о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 106-ФЗ).

Ратифицированы 3 соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Азербайджанской Республики (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. 295-ФЗ), с Республикой Гватемала (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. 89-ФЗ), с Королевством Бахрейн (Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. 309-ФЗ).

Ратифицированы соглашения о правовой помощи по уголовным делам с Республикой Южная Осетия, о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы с Республикой Индией (Федеральный закон от 03.02.2015 № 2-ФЗ), с Аргентинской Республикой и Ливанской Республикой, о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с Королевством Испания (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. №28-ФЗ).

По линии Содружества Независимых Государств ратифицированы соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. 361-ФЗ), об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 5 октября 2015 г. 282-ФЗ), о борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. 90-ФЗ).

 

Законодательство в сфере экономического развития

Принято свыше 100 федеральных законов в области экономического развития.

Принят федеральный бюджет на 2016 год. Его характерными особенностями являются: составление федерального бюджета сроком на один год; отказ от «бюджетного правила» в части определения общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; формирование федерального бюджета на 2016 год в условиях снижения большинства макроэкономических показателей по сравнению с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; снижение доли доходов и расходов федерального бюджета по отношению к объему валового внутреннего продукта к 2016 году до 17,5 % и 20,5 % соответственно; сохранение высокого уровня дефицита федерального бюджета (3 % ВВП), покрываемого за счет средств Резервного фонда и государственных заимствований; сокращение бюджетных ассигнований в части 2016 года, недоиндексация, неиндексация отдельных направлений расходов.

Принят закон об "амнистии капиталов" физических лиц (Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ), Амнистия капиталов продлена до 1 июля 2016 года.

Закон устанавливает правовые основания добровольного декларирования физическими лицами:

имущества (земельных участков, недвижимости, ценных бумаг и т.д.), собственниками или фактическими владельцами которого они являются;

контролируемых иностранных компаний, в отношении которых декларанты являются контролирующими лицами;

счетов (вкладов) в банках, в том числе расположенных за рубежом.

В период действия программы добровольного декларирования предоставляется возможность, в частности:

представить (однократно) специальную декларацию, содержащую соответствующие сведения об имуществе и капитале;

раскрыть информацию об источниках их приобретения (формирования);

оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам (таким владельцем признается лицо, осуществляющее права собственника в интересах и (или) по поручению иного физического лица).

Согласно закону такое декларирование не повлечет обязанности лица уплатить какие-либо налоги или сборы. Кроме того, такое лицо будет освобождено от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом.

В связи с этим соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»

Принят новый закон о стандартизации (Федеральный Закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Установлены, в частности:

- организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;

- определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;

- процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах

Принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №  218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Данный закон приходит на смену Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В отдельных случаях решено регистрировать ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем. 
Предусмотрена единая учетно-регистрационная процедура. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний ведется исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов. Будут регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура совершается на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов. Уточнены пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав. Сокращены сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящена отдельная статья. Распределена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях. 

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Приняты Федеральный закон «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала» и последующие изменения в него (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ) и последующие изменения в него (Федеральный закон от 25 марта 2015 г. № 131-ФЗ ,Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. 348-ФЗ). Сроки вступления в программу материнского капитала продлены до 2017 года включительно.

Средствами материнского капитала можно оплатить первоначальный взнос на покупку (строительство) жилья

Теперь обладатель государственного сертификата на материнский (семейный) капитал может направить соответствующие средства не только на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, но и на уплату первоначального взноса.

Соответствующее дополнение внесено в Закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

Введена возможность ограничения судом Российской Федерации юрисдикционного иммунитета иностранного государства, если установлено, что в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, Российской Федерации предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объеме, чем тот, который предоставляется иностранному государству (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ).

Установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, до 31 декабря 2018 года (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. 246-ФЗ).

Установлен запрет на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся офшорными компаниями (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. 227-ФЗ).

Освобождены от уплаты государственной пошлины лица, обращающиеся в государственные органы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя за совершением юридически значимых действий (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 157-ФЗ).

Введена возможность получения социальных налоговых вычетов у работодателей (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 85-ФЗ).

Приостановлена индексация окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей до 2017 года (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ, от 14 декабря 2015 г. 371-ФЗ).

Организации, осуществляющие деятельность по присмотру и уходу за детьми, наделены правом на применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 110-ФЗ).

Принят Федеральный закон от 28.02.2015 N 19-ФЗ
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Бесплатная приватизация жилых помещений продлена до 1 марта 2016 года
Ранее Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что возможность бесплатной приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2015 года, поскольку с этой даты утрачивают силу статьи 1, 2, 4, 6 - 8, 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Федеральным законом указанная возможность продлена до 1 марта 2016 года

В соответствии с Федеральным Законом от 6 апреля 2015 N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и статью 4 федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" об участии в иностранных организациях по состоянию на 15 мая 2015 года необходимо уведомить налоговые органы в срок не позднее 15 июня 2015 года

Если участие в иностранной организации прекращено (учрежденная иностранная структура ликвидирована) в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года, уведомлять налоговые органы не требуется.

Кроме того, переносится с 1 апреля 2015 года на 15 июня 2015 года срок начала применения абзаца первого пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ, устанавливающего общий порядок уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях, - не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации.

Закон также уточняет порядок предоставления социальных налоговых вычетов по расходам на обучение и оплату медицинских услуг (предусматривается возможность получения вычетов у работодателей при условии подтверждения такого права налоговым органом).

Федеральный закон ОТ 20.04.2015 N 86-ФЗ "О государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги". Ввел государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по перевозкам с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города Севастополя и морскими портами Краснодарского края

Регулирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов, посредством определения (установления) цен (тарифов) и (или) их предельного уровня дифференцировано с учетом условий оказания этих услуг применительно к перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава.

Правила регулирования услуг и их перечень утверждаются Правительством РФ, а правила их применения - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов. Организация оказания услуг по перевозкам осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования и действует до 1 января 2018 года.

Принят Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-Фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Наличие круглой печати является правом, а не обязанностью хозяйственного общества.

В настоящее время каждое хозяйственное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Внесенными изменениями данная обязанность трансформируется в право, при этом предусмотрено, что федеральными законами могут быть установлены случаи, при которых использование печати может быть обязательным.

Предусмотрено, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе хозяйственного общества.

Соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных норм, предусматривающих требование использования печати юридическими лицами.

Федеральным законом ОТ 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций" либерализуются положения законодательства о предоставлении заявителями документов при оказании государственных (муниципальных) услуг

Сокращается перечень документов, которые вправе требовать, в частности:

- организатор аукциона по продаже (аренде) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- орган технического регулирования при осуществлении декларирования соответствия;

- орган, осуществляющий перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

- орган, осуществляющий организацию и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;

- орган, предоставляющий разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Помимо этого, допускается отсутствие санитарных, карантинных и иных документов, установленных законодательством для подтверждения безопасности перевозимых грузов.

Устанавливается, что Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Принят закон, направленный на совершенствование государственного регулирования отношений в сфере драгоценных металлов и камней (Федеральный закон ОТ 02.05.2015 N 111-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятым законом, в частности:

уточняются предмет и порядок организации государственного контроля (надзора) в указанной сфере;

скорректировано понятие аффинажа драгоценных металлов, а также введены такие базовые понятия, как: "ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней", "именник", "проба", "государственное приборное клеймо", "клеймение", "опробование", "анализ", "лом и отходы драгоценных металлов", обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов";

устанавливается право индивидуальных предпринимателей и организаций (за исключением воинских частей и формирований) самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) без направления на аффинаж собранные в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю;

предусматривается, что опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно осуществляются на добровольной основе;

уточняется порядок перевозки ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

определяются формы федерального государственного пробирного надзора;

в отношении аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку камней, установлен режим постоянного государственного надзора.

.

 

Административно-юрисдикционное законодательство

 

Принято 39 федеральных законов, которыми внесены изменения в нормативные правовые акты в области административно-юрисдикционного законодательства.

Создана самостоятельная система административного судопроизводства. Впервые в истории страны принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Федеральный закон от 8 марта 2015 № 21-ФЗ).

Кодексом регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:

об оспаривании нормативных правовых актов;
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

о прекращении деятельности средств массовой информации;

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Установлена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу, а также за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 120-ФЗ).

Освобождаются от административной ответственности по статье 16.2. КоАП РФ декларант и представитель или таможенный представитель в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, при выполнении следующих условий: отсутствие выявленных административных правонарушений, предметом которых являются товары, указанные в обращении; в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия; отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей (Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 17-ФЗ).

Введены новые составы, предусматривающие административную ответственность за нарушении государственным или муниципальным унитарны предприятием или учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным или муниципальным имуществом, а также непредставлению или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительно власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативным правовым актам Российской Федерации (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 344-ФЗ).

 Федеральным законом ОТ 02.05.2015 N 116-ФЗ"О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" усилена административная ответственность юридических лиц за массовое распространение экстремистских материалов.

В соответствии с поправками, внесенными в статью 20.29 КоАП РФ, размер штрафа за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, их производство либо хранение в целях массового распространения, составит от ста тысяч до 1 миллиона рублей (ранее размер штрафа составлял от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

Кроме того, установлена административная ответственность юридических лиц за производство либо выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики, символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ. Правонарушение повлечет наложение штрафа в размере от ста тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета правонарушения

Уголовное законодательство

Принято 10 федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ и 2 постановления Государственной Думы об амнистии.

Увеличен срок, в течении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, с 180 до 360 дней (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. 346-ФЗ).

Введен новый состав преступления – статья 170.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования», предусматривающий уголовную ответственность кадастровых инженеров за умышленное внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования, а также за подлог документов, на основании которых были подготовлены вышеуказанные документы, при условии, что эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. 228-ФЗ).

Ужесточен подход к определению размера ущерба, причиненного лесным насаждениям по статьям 260 и 261 УК РФ. При расчете будут учитываться методики, утвержденные Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. 267-ФЗ).

Усилена уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Максимальная санкция увеличена с двухсот тысяч рублей до одного миллиона пятисот тысяч рублей (Федеральный закон от 29 июня 2015 г.193-ФЗ).

Снижен нижний предел по кратности штрафа по статье 290 «Получение взятки» УК РФ: от 10-кратной до 50-кратной суммы взятки (действующая редакция предусматривает от 25-кратной до 50-кратной). В качестве альтернативы установлен фиксированный размер штрафа до одного миллиона рублей. Установлен нижний предел кратности штрафа, предусмотренного в качестве дополнительного наказания к лишению свободы в размере от 10-кратной до 20-кратной суммы взятки.

По статье 291 «Дача взятки» УК РФ снижен нижний предел кратности штрафа, установлен от 5-кратной до 30-кратной суммы взятки (действующая редакция предусматривает от 15-кратной до 30-кратной). В качестве альтернативы установлен фиксированный размер штрафа до пятисот тысяч рублей, исправительные работы до двух лет с запретом на профессию до трех лет, принудительные работы до трех лет, а также установлен нижний предел кратности штрафа, предусмотренного в качестве дополнительного наказания к лишению свободы в размере от 5-кратной до 10-кратной суммы взятки (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ).

Установлено правило, согласно которому погашение или снятие судимости аннулирует не все правовые последствия, связанные с судимостью, а только те, которые предусмотрены УК РФ (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ).

Усилена уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции: расширен перечень действий, подпадающих под состав данного преступления (Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 45-ФЗ).

Усилена уголовная ответственность за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием банковских технологий (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 153-ФЗ).

УК РФ дополнен новым составом преступления – «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» (Статья 234.1 УК РФ) с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до восьми лет (Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ).

Принят Федеральный закон от 12.02.2015 N 14-ФЗ
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

В целях расширения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания уточнены понятия "лица, находящиеся в местах принудительного содержания" и "места принудительного содержания".

Согласно внесенным изменениям к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, отнесены, в числе прочих, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии.
Перечень мест принудительного содержания дополняется специальными учреждениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции, предназначенными для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии.

Объявлена амнистия в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". За незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ можно получить до 8 лет лишения свободы. Законодательно закреплено понятие "новые потенциально опасные психоактивные вещества" - это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Определены понятия "оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ" и "Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен". Порядок формирования и содержание Реестра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Определен круг федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов, которым разрешается использование новых потенциально опасных психоактивных веществ в научной, учебной и экспертной деятельности (в том числе СК России, ФСКН России).
Установлен запрет оборота и пропаганды новых потенциально опасных психоактивных веществ в РФ.

Предусмотрена административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление.


 

Уголовно-процессуальное законодательство

Принято 8 федеральных законов, вносящие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Предусмотрено право участия Следственного комитета Российской Федерации в подготовке материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ).

Расширен перечень информации об осужденном (о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания), которую может получить потерпевший.

Предусмотрена возможность участия потерпевшего, его законного представителя, представителя в судебном заседании по вопросам, связанным с исполнением приговора, а также вопроса об отсрочки исполнения приговора (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 62-ФЗ).

Суд наделен полномочием устанавливать срок ареста на имущество до окончания предварительного расследования и передачи уголовного дела в суд, включая период приостановления предварительного расследования, а по уголовному делу, поступившему в суд, до его рассмотрения судом, с учетом времени, необходимого для исполнения вступившего в законную силу итогового судебного решения (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 62-ФЗ).

Лишены преюдициального значения приговоры, постановленные в особом порядке, при условии согласия обвиняемого с предъявленным обвинением (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 62-ФЗ).

Расширены цели наложения ареста на имущество: не только (как это предусмотрено в действующей редакции статьи 115 УПК РФ) в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, но и в целях взыскания штрафа.

Статья 228 «Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу» УПК РФ дополнена новым пунктом в части вопросов, подлежащих выяснению - касательно мер, принятых по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа. Корреспондирующие изменения внесены в части мер по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа - судья по ходатайству прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ).

Лица, уголовное дело или уголовное преследование которых прекращены на досудебной стадии уголовного судопроизводства вследствие принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого им деяния, наделены правом обжалования в судебном порядке законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования этого лица процессуальных решений.

Предусмотрена обязанность судьи проверять законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве подозреваемого, обвиняемого и применения к нему мер процессуального принуждения путем исследования в судебном заседании имеющихся в уголовном деле доказательств, свидетельствующих о фактических обстоятельствах дела (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 36-ФЗ).

Рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 131 (изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, а также потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста) и частью четвертой статьи 132 (насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), а также совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста) Уголовного кодекса Российской Федерации по первой инстанции переданы в юрисдикцию судьей районного суда единолично. При этом сохраняется право обвиняемых ходатайствовать о рассмотрении данных уголовных дел коллегией из трех судей судов субъектов Российской Федерации(Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 51-ФЗ).

Уголовно-исполнительное законодательство

Принято 4 федеральных закона в области уголовно-исполнительного законодательства.

Увеличен срок выплаты штрафа осужденным к штрафу без рассрочки выплаты с 30 до 60 дней. Увеличен срок в части рассрочки уплаты штрафа с 3 лет до 5лет. В части уплаты первой части штрафа, если было принято решение о рассрочке, то срок увеличивается с 30 дней до 60 дней (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ).

Расширены права осужденных к лишению свободы в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 103-ФЗ).

Увеличены размеры денежных средств, разрешенных осужденным расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости указанных денежных средств в зависимости от условий отбывания наказания (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. 260-ФЗ).

Предусмотрена возможность выдачи исполнительных документов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 41-ФЗ).

Законодательство о судебных и правоохранительных органах

Федеральным конституционным законом от 08.06.2015 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что с   1 августа 2015 года обращение в Конституционный Суд РФ может быть направлено в электронной форме

Обращение направляется посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ.

В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Также установлено, что информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ размещается на его официальном сайте в сети "Интернет", в доступных для граждан местах занимаемого Судом здания, а также в средствах массовой информации.

Трансляция заседания в сети "Интернет" допускается по инициативе Конституционного Суда РФ или с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле, присутствующих на заседании. Порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного Суда. При этом предусмотрено, что при проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Федеральный конституционный закон от 06.04.2015 N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" расширил сферу взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

В частности:

закреплено право Уполномоченного по правам человека в РФ направить запрос уполномоченному по правам человека субъекта РФ;

Уполномоченный по правам человека в РФ вправе оказывать организационную правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий уполномоченным в субъектах РФ;

предусмотрена возможность создания в качестве консультативного и совещательного органа совета уполномоченных по правам человека.

Кроме того, установлено, что уполномоченные по правам человека не могут иметь гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Принят Федеральный закон от 06.04.2015 N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Усовершенствована деятельность экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Федеральным законом, в частности:

определен необходимый уровень высшего юридического образования, требуемый для назначения кандидата на должность судьи (высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция");

уточнены порядок формирования Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

определено, что назначение на должность секретаря экзаменационной комиссии осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или органом, входящим в его систему, по представлению соответствующей экзаменационной комиссии;

Высшей экзаменационной комиссии предоставлено право давать разъяснения экзаменационным комиссиям субъектов РФ по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи;

предусмотрена обязательная сдача квалификационного экзамена на должность судьи судьей, пребывающим в отставке более трех лет подряд (за исключением отдельных категорий граждан);

уточнен порядок выдачи удостоверения о сдаче квалификационного экзамена;

предусмотрено, что кандидату на должность судьи может быть отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена только по основаниям, установленным федеральным законом

Принят Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации"
Законодательство о службе в органах внутренних дел приведено в соответствие с Постановлениями Конституционного Суда РФ
Федеральный закон принят в целях реализации Постановлений Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П и от 11.11.2014 N 29-П.
Установлено, в частности, что сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел, в том числе в случае прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Также гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в том числе в случае, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении него за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за 3 года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки