Целью представленной Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества является создание международных правовых гарантий беспрепятственного, независимого и эффективного исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами и сотрудниками органов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного на основе Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, а также представителями государств - членов ЕврАзЭС.
В соответствии с положениями Конвенции органам Сообщества, его должностным лицам и сотрудникам, а также представителям государств – членов Сообщества предоставляются привилегии и иммунитеты в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.
Соглашением устанавливаются дипломатические иммунитеты и привилегии для Евразийского экономического сообщества в целом, для Постоянных представительств при ЕврАзЭС и их сотрудников, для Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников ЕврАзЭС, для представителей государств-членов ЕврАзЭС.
Их имущество и активы пользуются иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства, за исключением отказа от иммунитета.
Помещения органов ЕврАзЭС, а также их архивы и документы, в том числе служебная корреспонденция, вне зависимости от места нахождения, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации или любой другой форме вмешательства, препятствующего его нормальной деятельности.
Органы ЕврАзЭС и представительства ЕврАзЭС освобождаются от налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве пребывания.
Должностные лица ЕврАзЭС и члены их семей, проживающие вместе с ними в государстве пребывания:
- не подлежат уголовной, гражданской и административной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц;
- освобождаются от налогообложения заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых органами ЕврАзЭС;
- освобождаются от государственных повинностей;
- освобождаются от ограничений по въезду в государство пребывания и выезду из него, регистрации иностранцев и получения разрешения на временное проживание;
- освобождаются в государствах-членах Сообщества от обложения таможенными пошлинами, налогами и таможенными сборами за предметы и иное имущество, предназначенные для
первоначального обзаведения; - пользуются такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов.
Сотрудники не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных функций, за исключением предъявления:
1)исков о возмещении ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим им, либо управлявшимся ими;
2)исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванными их действиями.
При этом закреплена обязанность всех лиц, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в соответствии с Конвенцией, без ущерба для их привилегий и иммунитетов уважать законодательство государства пребывания и не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
Закреплен статус Постоянных представительств при ЕврАзЭС и их сотрудников. Постпредство при ЕврАзЭС на территории государства пребывания пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач правомочно, в том числе:
заключать договоры;
приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
иметь банковские счета в любой валюте;
переводить свои денежные средства в иностранное государство и получать денежные переводы из иностранного государства;
выступать в судах в качестве истца или ответчика, а также третьей стороны.
Соглашением также регулируются вопросы материального обеспечения должностных лиц и сотрудников ЕврАзЭС: оплата труда, выплата социальных пособий и пенсионное обеспечение.
Вступление Конвенции в силу отвечает интересам Российской Федерации, поскольку ее реализация направлена на обеспечение необходимых условий для эффективного выполнения Сообществом задач по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства и выполнения иных своих задач, направленных на усиление интеграционных процессов на пространстве СНГ.
Необходимо отметить, что выполнение Российской стороной положений данной Конвенции не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.