+7 (495)692-08-78
103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1
"Законность и справедливость - наша цель"
Евразийский Экономический Союз – мегапроект будущего
30-09-2013

Евразийский Экономический Союз – мегапроект будущего

30-09-2013

30 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге состоялось совместное заседание двух постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС, на котором присутствовали депутаты из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан. 

До создания Евразийского Экономического Союза осталось полтора года. В связи с этим, МПА ЕврАзЭС и ЕЭК прикладывают огромные усилия к созданию прочной нормативно-правовой базы этого принципиально нового интеграционного сообщества. 

Дискуссия велась оживленно, но особенно много вопросов возникло о соотношении нового интеграционного сообщества и ЕврАзЭС.

Договор о Евразийском Экономическом Союзе – сложный, многоплановый документ, который будет определять органы этого сообщества, его правовой статус и многое другое, должен быть готов к 1 мая 2014 года. 

Уже сегодня будущему Евразийскому Экономическому Союзу уделяют особое внимание на самом высоком уровне, причем, если раньше речь шла об экономических и политических интеграционных процессах, то теперь все чаще речь идет о социальной составляющей проекта: совместные образовательные программы, совместные проекты в области здравоохранения и так далее.

Многое уже сделано, много еще предстоит сделать. Реализация поставленных задач является важным условием построения Евразийского Экономического Союза и формирования скоординированной политики.

МАТЕРИАЛ С ЗАСЕДАНИЯ

 

 МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

 

 

Приложение к постановлению

совместного расширенного заседания

постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам,

по таможенному регулированию и пограничной политике

от 30.09.2013 № 8

 

РЕКОМЕНДАЦИИ


по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в рамках реализации решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС по вопросам перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования

 

По результатам проведенного сравнительно-правового анализа рекомендуется следующее:

1. Целесообразно привести терминологию Таможенного Кодекса Кыргызской Республики и Таможенного Кодекса Республики Таджикистан, а также Инструкции Кыргызской Республики и Правил Республики Таджикистан, иных актов законодательства в соответствие с терминологией Таможенного Кодекса Таможенного союза и Соглашения, в частности обеспечить единообразие в использовании терминов ”таможенные платежи“, ”транспортные средства“ (”автотранспорт“, ”автомобили“); использовать терминологию Таможенного Кодекса Таможенного союза и Соглашения, отказавшись от использования терминов ”таможенное оформление“, ”таможенный режим“.

2. Унифицировать способы перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу, дополнив законодательство Кыргызской Республики и Республики Таджикистан соответственно таким способом как перемещение товаров, доставляемых перевозчиком.

3. Рассмотреть вопрос об использовании в Кыргызской Республике количественных, весовых и стоимостных норм не в качестве критериев для отнесения тех или иных товаров к товарам для личного пользования, а в качестве критериев для установления правил перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей либо с применением таможенных пошлин, налогов.

4. С целью обеспечения удобства правоприменения и во избежание споров целесообразно взять за основу перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, содержащихся в Приложении 1 к Соглашению, которым более детально, по сравнению с законодательством Кыргызской Республики и Республики Таджикистан определены данные товары.

5. По аналогии с перечнем товаров для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории утвердить подобные перечни в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, что значительно облегчит правоприменительную деятельность и поспособствует сближению правил перемещения товаров для личного пользования в государствах – членах ЕврАзЭС.

6. Предусмотреть в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан отдельную (специальную) норму, определяющую, какие товары для личного пользования находятся под таможенным контролем, по аналогии с предписаниями статьи 5 Соглашения, а также подробнее регламентировать вопросы применения системы двойного коридора по аналогии с предписаниями статьи 6 Соглашения и статьи 357 Таможенного Кодекса Таможенного союза.

7. В части регламентации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования:

7.1. предусмотреть в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан отдельную (специальную) норму, определяющую, какие таможенные операции могут совершаться в отношении товаров для личного пользования, и последствия их несовершения, по аналогии с предписаниями пунктов 2 – 4, 6 статьи 7, статьи 9 Соглашения и пункта 4 статьи 354 Таможенного Кодекса Таможенного союза;

7.2. исключить из статьи 350 Таможенного Кодекса Кыргызской Республики и статьи 444 Таможенного Кодекса Республики Таджикистан такое ограничение по применению таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, как ”незначительное количество“ перемещаемых либо пересылаемых товаров для личного пользования;

7.3. закрепить в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан норму о том, что товары для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства, беженца, вынужденного переселенца могут размещаться на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих его прибытие (переселение) на постоянное место жительства, признание лица беженцем, вынужденным переселенцем, а также норму без каких-либо исключений о том, что таможенное декларирование пересылаемых в международных почтовых отправлениях физическими лицами товаров для личного пользования производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления и содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

7.4. предусмотреть в части 5 статьи 308 Таможенного Кодекса Республики Таджикистан возможность декларирования товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, представителем перевозчика, а в пункте 4 статьи 196 Таможенного Кодекса Кыргызской Республики – уточнить, кто подразумевается под сопровождающим лицом (кто является декларантом при отсутствии такого лица), по аналогии с предписаниями пункта 3 статьи 8 Соглашения и пункта 5 статьи 355 ТК ТС;

7.5. предусмотреть в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан отдельную (специальную) норму, определяющую, кто может быть декларантом товаров для личного пользования, по аналогии с предписаниями пункта 3 статьи 8 Соглашения, а также общую норму в отношении товаров для личного пользования, определяющую, какими документами, подтверждающими заявленные в таможенной декларации сведения, должна сопровождаться подача таможенной декларации, по аналогии с предписаниями пункта 5 статьи 8 Соглашения и пункта 6 статьи 355, статьи 356 ТК ТС.

7.6. по аналогии с предписаниями пункта 2 статьи 8 Соглашения и пункта 2 статьи 355 Таможенного Кодекса Таможенного союза  унифицировать в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан перечни товаров для личного пользования, подлежащих письменному декларированию, а также подходы к формату письменного декларирования товаров для личного пользования, четко закрепив, что такое декларирование, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится с применением пассажирской таможенной декларации;

7.7. в таможенном законодательстве Кыргызской Республики унифицировать, а в таможенном законодательстве Республики Таджикистан закрепить нормы, определяющие места совершения таможенных операций, в том числе, связанных с выпуском товаров для личного пользования, по аналогии с предписаниями пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Соглашения и пункта 2 статьи 354 Таможенного Кодекса Таможенного союза;

7.8. предусмотреть в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан отдельную (специальную) норму, определяющую сроки выпуска товаров для личного пользования, по аналогии с предписаниями пункта 2 статьи 10 Соглашения, пункта 4 статьи 196 Таможенного Кодекса Таможенного союза;

7.9. унифицировать в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан ограничения по срокам временного ввоза транспортных средств для личного пользования, предусмотрев годичный срок для транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, временно ввозимых иностранными физическими лицами, а в таможенном законодательстве Республики Таджикистан – также шестимесячный срок для транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, временно ввозимых физическими лицами Республики Таджикистан, по аналогии с предписаниями пункта 2 статьи 358 Таможенного Кодекса Таможенного союза и пункта 1 статьи 11 Соглашения. Кроме того, из таможенного законодательства Кыргызской Республики следует исключить требования о том, что временно ввозимые физическими лицами Кыргызской Республики транспортные средства для личного пользования должны использоваться для служебных целей и быть зарегистрированы на территории иностранного государства именно на юридическое лицо;

7.10. закрепить в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан норму, предусматривающую возможность передачи права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу, а также условия, при которых допускается такая передача, по аналогии с предписаниями пункта 3 статьи 358 ТК ТС, пункта 2 статьи 11 Соглашения;

7.11. уточнить положения пункта 8 статьи 193 Таможенного Кодекса Кыргызской Республики, части 6 статьи 305 Таможенного Кодекса Республики Таджикистан, закрепив норму о том, что в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, обратный вывоз таких товаров может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы;

7.12. закрепить в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан норму о том, что транспортные средства для личного пользования до истечения срока временного ввоза подлежат таможенному декларированию таможенному органу в целях выпуска в свободное обращение, обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, и предусмотреть обстоятельства, при которых физическое лицо освобождается от обязанности декларирования данных транспортных средств, по аналогии с предписаниями пункта 3 статьи 11 Соглашения;

7.13. исключить из таможенного законодательства Республики Таджикистан ограничение по количеству временного вывозимых физическим лицом, постоянно проживающим в Республике Таджикистан, транспортных средств для личного пользования в виде одного транспортного средства;

7.14. закрепить в таможенном законодательстве Кыргызской Республики норму об идентификации товаров для личного пользования по аналогии с предписаниями пункта 2 статьи 359 Таможенного Кодекса Таможенного союза, а также предусмотреть в таможенном законодательстве Кыргызской Республики и Республики Таджикистан норму относительно совершения с временно вывезенными транспортными средствами для личного пользования операций по техническому обслуживанию или ремонту по аналогии с предписаниями пунктов 3 и 4 статьи 359 Таможенного Кодекса Таможенного союза.

8. В вопросах взимания таможенных пошлин и налогов рекомендуется реализовать следующие изменения, направленные на унификацию законодательств Кыргызской Республики и Республики Таджикистан с решениями Межгоссовета ЕврАзЭС.

8.1. В законодательствах Кыргызской Республики и Республики Таджикистан установить четкие правила определения базы для исчисления таможенных пошлин в виде физической характеристики товаров, если такой характеристикой выступает масса товара, а также предусмотреть, что исчисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования, производится должностным лицом таможенного органа; исключить возможность уплаты таможенных пошлин, налогов любым лицом. Требуется также установить особые сроки уплаты таможенных пошлин, налогов для случаев временного ввоза транспортных средств и недоставки иностранных товаров, помещенных под таможенный режим транзита (международного таможенного транзита) или заявленных к внутреннему таможенному транзиту.

8.2. В части регулирования вопросов определения таможенной стоимости:

8.2.1. в законодательстве Кыргызской Республики исключить включение в таможенную стоимость расходов по доставке товаров, а также предусмотреть невключение в таможенную стоимость товаров расходов по страхованию товаров, а также право таможенного органа самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании имеющейся у него ценовой информации на аналогичные товары в случае, если имеются обоснованные причины полагать, что представленные физическим лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, либо в случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары, необходимых документов и (или) сведений о стоимости товаров;

8.2.2. в законодательстве Республики Таджикистан закрепить невключение в таможенную стоимость товаров расходов по страхованию товаров, а также по их перевозке после их прибытия на таможенную территорию Республики Таджикистан; предусмотреть право таможенного органа самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании имеющейся у него ценовой информации на аналогичные товары в случае, если имеются обоснованные причины полагать, что представленные физическим лицом документы и (или) сведения не являются достоверными.

8.3. Следует единообразно с решениями Межгоссовета ЕврАЗзЭС урегулировать вопросы освобождения от таможенных пошлин, налогов в отношении вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней.

8.4. В отношении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов вывозимых товаров требуется унифицировать правила, касающиеся условий и порядка освобождения от их уплаты беженцев, переселенцев, иных лиц, переселяющихся в Кыргызскую Республику и Республику Таджикистан на ПМЖ, а также при ввозе наследуемого имущества, временно ввозимых товаров (в том числе в части их перечня и количества), обратно ввозимых товаров, товаров, освобождаемых от таможенных пошлин, налогов в пределах установленных нормативов, характеризующих их таможенную стоимость и (или) вес и (или) количество и (или) иные обстоятельства ввоза. Также обоснованно единообразно урегулировать условия освобождения в отношении товаров, ввозимых отдельными категориями иностранных лиц (в частности, проживающими вместе с главами дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства, консульскими должностными лицами членами семьи; иностранными дипломатическими и консульскими курьерами; сотрудниками административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства, консульскими служащими и проживающими вместе с ними членами их семей).

8.4. Применительно к вопросам возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

согласовать с решениями Межгоссовета ЕврАзЭС определение момента возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

устранить расхождения в части перечня случаев, в которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается (в частности, предусмотреть прекращение такой обязанности при отказе таможенного органа в выпуске товаров; при помещении товаров в установленном порядке под таможенные режимы уничтожения или отказа в пользу государства; при обращении взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, а также если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро по курсу валют, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов).

установить специальные правила возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, а также в отношении товаров, помещенных под таможенный режим транзита (международного таможенного транзита) или заявленных к внутреннему таможенному транзиту.

8.5. Согласовать с решениями Межгоссовета ЕврАзЭС предписания, касающиеся ввоза товаров с уплатой таможенных пошлин, налогов.

8.6. В части условий и порядка обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

предусмотреть возврат сумм обеспечения, если обеспеченное обязательство не возникло;

исключить право любого лица предоставить обеспечение.

8.7. Кроме того, в законодательстве Кыргызской Республики следует не ограничивать возможность выбора способа обеспечения уплаты таможенных платежей мнением таможенного органа о надежности выбранного способа обеспечения; исключить в соответствующих случаях обязательность обеспечения уплаты таможенных платежей исключительно в форме депозита, а также возможность учета при определении размера обеспечения уплаты таможенных платежей сумм пеней. В законодательстве Республики Таджикистан для случаев международного и внутреннего таможенного транзита не ограничивать перечень допустимых способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

9. В части регулирования перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов необходимо унифицировать законодательства Кыргызской Республики и Республики Таджикистан с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС о порядке перемещения наличных денежных средств:

9.1. в законодательстве Кыргызской Республики и законодательстве Республики Таджикистан необходимо закрепить  минимальную сумму наличных денежных средств и (или) дорожных чеков, единовременный ввоз (вывоз) которой не требует их таможенного декларирования в письменной форме;

9.2. из законодательства Республики Таджикистан необходимо исключить имеющиеся ограничения на вывоз физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (предельные суммы на вывоз, необходимость предоставления дополнительных документов, в том числе разрешительного характера),  а также установить единое нормативное правовое регулирование в данной сфере для всех категорий физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов Республики Таджикистан.

9.3. Также в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Кыргызской Республике и Республике Таджикистан следует единообразно с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС законодательно закрепить перечень сведений, которые должны быть дополнительно указаны в пассажирской таможенной декларации при перемещении физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме.

10. Кроме того, полагаем целесообразным ускорить приведение нормативных правовых актов (в первую очередь, законодательных актов), регулирующих вопросы перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу государств – членов ЕврАзЭС в соответствие с решениями Межгоссовета, что будет способствовать облегчению правоприменительной деятельности.

 

БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ  АССАМБЛЕИ

ЕВРАЗИЙСКОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  СООБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

Приложение к постановлению

совместного расширенного заседания

постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам,

по таможенному регулированию и пограничной политике

от 30.09.2013 № 9

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по гармонизации законодательного регулирования порядка, условий пребывания и регистрации иностранных граждан на территории государств - членов ЕврАзЭС

 

 

Настоящие рекомендации подготовлены на основе анализа региональных международных договоров и иных международно-правовых актов, а также положений законодательства и двусторонних международных договоров государств – членов ЕврАзЭС в сфере регулирования порядка, условий пребывания и регистрации иностранных граждан на территории государств - членов ЕврАзЭС.

Проведенный сравнительно-правовой анализ показал, что в соответствии с законодательством каждого из государств нормы, определяющие порядок въезда/выезда, пребывания, условий регистрации иностранных граждан и миграционного контроля характеризуются рядом отличий. Действующее Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, не содержит предписаний в части порядка регистрации и миграционного контроля.

В то же время в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в развитие Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 6.10.2007г. № 346, согласно которому в качестве одного из элементов формирования Единого экономического пространства ЕврАзЭС предусматривается свобода передвижения рабочей силы, 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге были подписаны 2 международных договора направленных на упорядочение трудовой миграции между странами:  Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

Указанные соглашения вступили в силу с 1 января 2012 года и создают основу упрощенного порядка заключения трудового договора российским, белорусским или казахстанским работодателем с иностранным трудящимся-мигрантом.

Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов  увеличиваются сроки для совершения действий по регистрации (постановке на миграционный учет) по месту пребывания в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 соглашения трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами одного из государств – участников соглашения, и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (или постановки на учет) по месту пребывания в другом государстве – участнике соглашения в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.

Таким образом, регистрация и миграционный учет граждан государств - членов ЕврАзЭС на территории стран Сообщества (за исключением граждан Беларуси, Казахстана и России, пребывающих на территории этих государств в связи с заключением трудового договора, а также граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на  территориях государств – участников Союзного государства) осуществляется в общем порядке, установленном национальными законодательными актами этих государств.

Кроме того, по итогам сравнительно-правового анализа отмечается расхождение в уровнях правового регулирования исследуемой сферы правоотношений. Несмотря на то, что во всех странах действуют законы о правовом положении иностранных граждан, о миграции в большинстве стран (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан) значительная часть норм, регулирующих данную сферу правоотношений, содержится в подзаконных актах.

В связи с этим представляется целесообразным продолжить работу по гармонизации порядка регистрации и миграционного контроля как на межгосударственном, так и на национальном уровнях.

Основное внимание при этом должно быть уделено двум аспектам сотрудничества стран Сообщества: совместным действиям по борьбе с незаконной миграцией и созданию условий для свободного перемещения рабочей силы. Основной проблемой в этом вопросе остается несогласованность национальных законодательств стран Содружества, регулирующих вопросы въезда, выезда и пребывания в государствах - членах ЕврАзЭС иностранных граждан и лиц без гражданства, что следует отметить по результатам сравнительно-правового анализа.

В связи с этим важным практическим направлением унификации и гармонизации условий и порядка въезда/выезда, регистрации и пребывания иностранных граждан на территории стран Сообщества является задача идентификации личности иностранных граждан и лиц без гражданства, что особенно актуально в условиях высокой интенсивности миграционных потоков и преобладания значительного количества незаконных мигрантов. С этой целью представляется целесообразным проводить работу по гармонизации методик идентификации личности, в частности, на основе опыта Европейского Союза.

Не менее значимым направлением сотрудничества стран Сообщества должна стать разработка совместно с заинтересованными национальными  органами единой межгосударственной информационной системы контроля за въездом – выездом и пребыванием иностранцев на территории государств - членов ЕврАзЭС, построенной по аналогии с Шенгенской информационной системой. Важным элементом, основой, этой системы должна стать уже действующая база данных по учету лиц, выезд которым на территории стран СНГ закрыт, а также Государственная система миграционного учета УФМС России.

Также рекомендуется Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС рассмотреть вопрос о разработке типового проекта законодательного акта о правовом положении иностранных граждан и типового проекта законодательного акта о внешней трудовой миграции.

Кроме того, с целью обеспечения транспарентности и упрощения порядка регулирования въезда/выезда, пребывания и регистрации иностранных граждан на территории Сообщества представляется целесообразным:

- обеспечить открытое и доступное информирование обо всех изменениях в миграционном законодательстве путем размещения соответствующей информации на Web – сайтах компетентных государственных органов в сфере миграции;

- использовать принцип «единого окна» в работе государственных служб, ответственных за регистрацию иностранных граждан по месту пребывания;

- использовать опыт Российской Федерации по внедрению уведомительного порядка миграционного учета, а также ввести унифицированные сроки регистрации иностранных граждан, усилив санкции за нарушение требований миграционного законодательства в части несоблюдения сроков временного пребывания/проживания;

- в законодательстве Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан осуществить перенос регулирования основополагающих отношений по вопросам пребывания иностранных граждан на территории государств - членов Сообщества, миграционного учета, использования иностранной рабочей силы и внешней трудовой миграции с подзаконного на законодательный уровень.

В части практической имплементации норм, заключенных в рамках ЕЭП, международных договоров в сфере трудовой миграции представляется необходимым:

1) В национальных законодательствах определить унифицированные термины: «миграция населения», «миграционная политика», «трудящийся-мигрант», «незаконный мигрант».

2) Разработать и принять единую стратегию развития миграционного законодательства, призванную определять основные направления реформирования миграционного законодательства, наметить первоочередные задачи и конечную цель в виде формирования эффективного миграционного законодательства и объективного повышения качества правоприменительной практики.

3) Разработать и принять в рамках ЕЭП единую концепцию законодательного обеспечения миграционной политики, учитывающую положения заключенных 19 ноября 2010 года соглашений.

4) Упорядочить и структурировать сферы законодательства о правовом положении иностранных граждан, о внешней трудовой миграции, миграционном учете для чего рассмотреть возможность кодифицировать миграционное законодательство стран ЕЭП.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

 

 

Приложение к постановлению

совместного расширенного заседания

постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам,

по таможенному регулированию и пограничной политике

от 30.09.2013 № 10

 

Рекомендации

по гармонизации законодательства Республики Беларусь,  

Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере  

ответственности за нарушения законодательства

о валютном регулировании и валютном контроле

 

 

Настоящие Рекомендации по гармонизации законодательства основываются на положениях пункта 9 статьи 4 Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, согласно которому «Стороны обеспечивают гармонизацию норм об ответственности за нарушения законодательства государств - участников настоящего Соглашения в сфере валютного регулирования и валютного контроля и актов органов валютного регулирования».

Реализация указанной задачи является важным условием построения Единого экономического пространства и формирования скоординированной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

С целью изучения текущего состояния регулирования правоотношений в указанной сфере был проведен сравнительно-правовой анализ законодательства государств – членов Таможенного союза, по результатам которого было  установлено, что в настоящее время имеются некоторые различия национальных законодательств, регламентирующих административную и уголовную ответственность за правонарушения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, являющихся правонарушениями в таможенной сфере.

Следует отметить, что решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 5 июля 2010 года № 50 были приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Статьей 3 указанного Договора определено, что виды преступлений и административных правонарушений, а также  порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются национальными законодательством Сторон с особенностями, установленными указанным Договором. Каждое государство обязалось принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, и приведению к  единообразному определению противоправности таких деяний.

В связи с вышеизложенным рекомендуется:

1. Предусмотреть в Кодексах об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации и Республики Казахстан возможность наложения такого вида административного взыскания как взыскание стоимости предмета административного правонарушения;

2. В Кодексах об административных правонарушениях государств - членов Таможенного союза предусмотреть:

- унифицированные подходы к определению размеров санкций за совершение правонарушения ввиду их существенного различия;

- единые подходы при наложении административного взыскания при совокупности и повторности административного правонарушения.

- единые сроки наложения административного взыскания;

- единый порядок исчисления сроков наложения административного взыскания.

3. Парламентам государств - членов Таможенного союза при осуществлении мер по гармонизации (унификации) национальных законодательных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля целесообразно руководствоваться следующими подходами:

- предоставление всем субъектам равных условий и прав на проведение разрешенных внутренним законодательством валютных операций;

- сокращение норм, требующих принятия подзаконных актов в сфере валютного регулирования и контроля, в частности, касающихся репатриации иностранной и национальной валюты, ввоза/вывоза наличной валюты;

- постепенный отказ от разрешительной системы проведения валютных операций; 

- сближение форм отчетности по валютным операциям, а также, основываясь на опыте Республики Беларусь, рассмотреть возможность замены процедуры оформления паспорта сделки процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу.

4. Представляется целесообразным установить требование репатриации резидентом национальной и иностранной валюты в период времени, рассчитываемый резидентом, исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору.

5. Учитывая специфику перемещения физическими лицами через таможенную границу национальной и иностранной валюты, представляется правильным выделить в самостоятельный состав недекларирование валюты таким субъектом.

6. В целях обеспечения соразмерности наказания тяжести правонарушения, предлагается предусмотреть конфискацию незадекларированной валюты в части превышения  над суммой, перемещение которой через таможенную границу допускается без таможенного декларирования.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

 

 

 

Приложение к постановлению

совместного расширенного заседания

постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам,

по таможенному регулированию и пограничной политике

от 30.09.2013 № 10

 

 

 

Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере ответственности за нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

 

 

Настоящий сравнительно-правовой анализ и разработанные на его основе Рекомендации по гармонизации законодательства основываются на положениях пункта 9 статьи 4 Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, согласно которому «Стороны обеспечивают гармонизацию норм об ответственности за нарушения законодательства государств - участников настоящего Соглашения в сфере валютного регулирования и валютного контроля и актов органов валютного регулирования».

 

1. Общие положения.

 

Государствами-участниками Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года проводится активная работа в направлении развития и углубления сотрудничества в валютной сфере на фоне постепенной либерализации национальных валютных систем. 

В этом аспекте сближение законодательства стран в сфере ответственности за нарушение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле является необходимым элементом функционирования единого правоохранительного пространства на территории государств-членов Таможенного союза (далее – ТС) как основы проведения скоординированной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, а также формирования Единого экономического пространства (далее – ЕЭП).

Административное законодательство в государствах-членах ТС представлено кодексами об административных правонарушениях. Исключение составляет административное законодательство Республики Беларусь, состоящее из двух кодексов, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, т.е. материальной и процессуальной части этой отрасли законодательства.

Данные кодексы содержат принципы административного законодательства, определяют виды административных наказаний и правила их применения, единые для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных законодательством. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в кодексы.

В государствах-членах ТС административная ответственность за нарушения валютного законодательства определена в следующих законодательных актах:

в Республике Беларусь – Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года (далее – КоАП РБ);

в Республике Казахстан – Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (далее – КоАП РК);

в Российской Федерации – Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (далее – КоАП РФ).

В государствах – членах ТС за совершение административных правонарушений могут применяться следующие взыскания (наказания):

1) предупреждение;

2) штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) взыскание стоимости предмета административного правонарушения (предусмотрено в КоАП РБ).

Предупреждение и штраф относятся к категории так называемых основных взысканий (наказаний), в то время как в КоАП РФ конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного взыскания (наказания). Дополнительным взысканием в КоАП РК является конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, а в КоАП РБ – взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Единым для всех государств – членов ТС является применение предупреждения, штрафа и конфискации за совершение административных правонарушений. При этом величина административного штрафа в РФ измеряется в рублях (ст. 3.5 КоАП РФ), в РБ размер определяется, исходя из базовой величины (ст. 6.5 КоАП), в РК – в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя (ст. 48 КоАП).

Постановлением Совмина Республики Беларусь от 30.12.2011 N 1785 установлен размер базовой величины с 01.04.2012  - 100000 белорусских рублей.

Законом Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 54-V "О республиканском бюджете на 2013-2015 год" установлен размер месячного расчетного показателя на 2013 год – 1731 тенге.

В соответствии с требованиями административных кодексов государств – членов ТС административное взыскание (наказание) может быть назначено только в установленных законом пределах (наказание в размере «ниже низшего» предела санкции невозможно), при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Назначение административного взыскания (наказания) не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности.

По общему правилу при совершении лицом нескольких административных правонарушений взыскание (наказание) назначается за каждое в отдельности.

Вместе с тем, в административных кодексах государств – членов ТС предусмотрены изъятия из общего правила. Так:

1) КоАП РБ применение общего порядка предусматривает и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

штраф, исчисляемый в базовых величинах и налагаемый на физическое лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления – тысячи базовых величин;

штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на индивидуального предпринимателя, – четырехсот базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления – тысячи базовых величин;

штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на юридическое лицо, – двух тысяч базовых величин.

К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.

Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

2) КоАП РФ, когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, применяет принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация).

В этом случае административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

При таком назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

3) КоАП РК установлено, что если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, органом (должностным лицом), то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взыскания не может превышать трехкратного максимального предела, установленного КоАП РК для данного вида взыскания.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности – это период времени, в течение которого может быть вынесено постановление о наложении административного взыскания по соответствующему делу об административном правонарушении. По истечении данного срока лицо не может быть привлечено к ответственности.

По общему правилу в законодательстве государств – членов ТС срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев со дня совершения или со дня обнаружения административного правонарушения.

Сроки наложения административных взысканий в иных случаях существенно отличаются в административных кодексах государств – членов ТС и приведены ниже.

Республика Беларусь

За совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования - не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения.

Исключением из этого правила (в рамках предмета настоящего исследования) является статья 13.3. КоАП – «Нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации»

В случае отмены постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены постановления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 11.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

Российская Федерация

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении такие сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения указанные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Республика Казахстан

Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

 

 

 

Данные положения не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Исчисление этих сроков возобновляется в случаях возвращения дела органу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для устранения недостатков.

Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения указанных сроков лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

 

Перемещение наличных денежных средств и (или) дорожных чеков

Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков определен Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

1) при единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию;

2) при единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию.

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков

1) при единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

2) при единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством того государства - члена Таможенного союза, через государственную границу которого перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства – члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства – члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в декларации указывается количество вывозимых денежных инструментов.

Ниже в таблице представлены виды наиболее частых нарушений валютного законодательства и меры ответственности за такие нарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, в частности:

- нарушение установленного порядка осуществления валютных операций;

- нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами государства;

- невыполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты;

- несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

- недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты государства, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих обязательному письменному декларированию.

 

Вид нарушения

Ответственность по законодательству Республики Бнларусь

Ответственность по законодательству Российской Федерации

Ответственность по законодательству Республики Казахстан

Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций

Статья 11.2. КоАП РБ

Штраф в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

(Справочно в целях сопоставления: по состоянию на май 2013: до 36250 RUR)

При этом Осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без регистрации либо уведомления в случае, когда в соответствии с законодательством требуются такие регистрация или уведомление, влечет наложение штрафа в размере десяти базовых величин.

(Справочно: до 3625 RUR)

 

п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ

Наложение административного штрафа в размере от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции

Статья 188. КоАП РК

Проведение обменных операций с иностранной валютой не через уполномоченные банки и их обменные пункты, а также обменные пункты уполномоченных организаций, проведение запрещенных валютных операций между резидентами, проведение платежей и переводов денег не через счета в уполномоченных банках, когда такое требование установлено валютным законодательством, - влекут предупреждение на физических и юридических лиц.

Повторное совершение в течение года указанного нарушения – штраф в размере:

- для субъектов малого или среднего предпринимательства, или некоммерческих организаций, в размере до семидесяти, а для – юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере до ста процентов от суммы операции, проведенной с нарушением установленного порядка.

Несоблюдение уполномоченными банками и уполномоченными организациями установленных Национальным Банком Республики Казахстан пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, -

влечет штраф на должностных лиц в размере ста, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере двухсот (Справочно: 71600 RUR), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере пятисот (Справочно: 179000 RUR) месячных расчетных показателей.

Нарушение установленного
порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами государства

Статья 11.5. КоАП РБ

1. Открытие должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь и ведение по ним операций без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение,

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

(Справочно: от 7250 до 18125 RUR)

2. Нарушение должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом условий разрешения Национального банка Республики Беларусь на открытие счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь

влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати пяти базовых величин.

(Справочно: от 1812 до 10875RUR)

3. Открытие должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь без получения в Национальном банке Республики Беларусь свидетельства о регистрации или без предоставления в Национальный банк Республики Беларусь уведомления о его открытии, когда в соответствии с законодательством требуются такие свидетельство о регистрации или уведомление,

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

(Справочно: 3625 RUR)

 

п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ

Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации влечет наложение административного штрафа:

- на граждан: от 1000 до 1500 руб.;

- на должностных лиц: от 5000 до 10 000 руб.;

- на юридических лиц: от 50 000 до 100 000 руб.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей;

- на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. рублей;

- на юридических лиц - от 800тыс.  до 1млн. рублей.

Статья 188-1. КоАП РК

Нарушение специального валютного режима

Нарушение специального валютного режима в части использования счетов в иностранных банках влечет штраф на физических и юридических лиц в размере 100% от суммы операции, проведенной с нарушением специального валютного режима

Невыполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты

Статья 11.6.КоАП РБ

Невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления,

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин. (Справочно: 10875 RUR)

 

п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ

Наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% от суммы неполученных денежных средств

Статья 187. КоАП РК

Наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в размере двадцати процентов от суммы незачисленной национальной и иностранной валюты, но не более двух тысяч месячных расчетных показателей.

Примечание.

Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, наступает в случаях, когда после истечения срока репатриации сумма незачисленной национальной и иностранной валюты превышает сумму, эквивалентную пятидесяти тысячам долларов США, и если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

 

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и
отчетности по валютным операциям.

Статья 23.16. Непредставление документов, отчетов и иных материалов

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, –

влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

(Справочно в целях сопоставления: по состоянию на май 2013 года размер штрафа в пересчете на российские рубли составит от 1448 до 7250 российских рублей)

 

п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ

Наложение административного штрафа:

- на должностных лиц: в размере от 4000 до 5000 руб.

- на юридических лиц: в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Статья 180. КоАП РК

1. Предоставление недостоверной отчетности по оформленным регистрационным свидетельствам или свидетельствам об уведомлении или по валютному мониторингу - влечет предупреждение на физических, юридических лиц и на филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан более одного года.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на физических лиц в размере пяти (Справочно: 1790 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, - в размере десяти (Справочно: 3580 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере двадцати (Справочно: 7160 RUR), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан более одного года, - в размере сорока (Справочно: 14320 RUR) месячных расчетных показателей.

3. Несвоевременное представление отчетности по оформленным регистрационным свидетельствам или свидетельствам об уведомлении или по валютному мониторингу - влечет предупреждение на физических и юридических лиц, на филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан более одного года.

4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на физических лиц в размере пяти (Справочно: 1790 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, - в размере десяти (Справочно: 3580 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере двадцати (Справочно: 7160 RUR), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан более одного года, - в размере сорока (Справочно: 14320 RUR) месячных расчетных показателей.

5. Непредставление отчетности по оформленным регистрационным свидетельствам, свидетельствам об уведомлении или по валютному мониторингу - влечет штраф на физических лиц в размере сорока (Справочно: 14320 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, - в размере семидесяти (Справочно: 25060 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере ста (Справочно: 35800 RUR), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан более одного года, - в размере ста пятидесяти (Справочно: 53700 RUR)  месячных расчетных показателей.

6. Несвоевременное предоставление информации и документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, которые влияют на сроки и условия репатриации национальной и иностранной валюты, -

влечет предупреждение на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

7. Действие, предусмотренное частью шестой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, в размере тридцати (Справочно: 10740 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере пятидесяти (Справочно: 17900 RUR), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере ста (Справочно: 35800 RUR) месячных расчетных показателей.

8. Непредоставление информации и документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, которые влияют на сроки и условия репатриации национальной и иностранной валюты, -

влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, - в размере пятидесяти (Справочно: 17900 RUR), на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере семидесяти (Справочно: 25060 RUR), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере ста двадцати (Справочно: 42960 RUR)  месячных расчетных показателей

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты государства, перемещаемых через таможенную
границу и подлежащих обязательному письменному декларированию

Статья 14.5. КоАП РБ

Наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией незадекларированных белорусских рублей и (или) иностранной валюты в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу допускается без таможенного декларирования.

(Справочно в целях сопоставления: по состоянию на май 2013 года размер штрафа в пересчете на российские рубли составит от 1812 до 10875 российских рублей)

ст. 16.4 КоАП РФ

Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 руб.

ст.429 КоАП РК

Наложение штрафа в размере сорока месячных расчетных показателей.

Повторное совершение указанного правонарушения – штраф в размере 100 МРП.

(Справочно в целях сопоставления: по состоянию на май 2013 года размер штрафа в пересчете на российские рубли составит от 14320 до 35800 российских рублей)


Отдельно следует отметить, что невыполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты из-за границы в крупном размере также предполагает ответственность в соответствии с уголовным законодательством государств – членов Таможенного союза.

Согласно уголовным законам объектом такого преступления является установленный порядок осуществления экономической деятельности, а именно общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте на счета в уполномоченные банки.

Данное деяние (в отличие от контрабанды) не является типичным таможенным преступлением, однако анализ его объективных и субъективных признаков в рамках настоящего исследования представляется целесообразным, поскольку согласно законодательству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также Таможенному Кодексу Таможенного союза, таможенные органы этих государств являются органами валютного контроля.

Объективную сторону анализируемого состава преступления составляют следующие признаки:

- невозвращение валюты из-за границы, подлежащей обязательному перечислению в на счет в уполномоченный банк в соответствии с законодательством;

- крупный (особо крупный) размер невозвращенной валюты.

Обязанность должностных лиц субъектов хозяйствования по перечислению иностранной валюты в уполномоченные банки предусмотрена законодательством о валютном контроле.

В частности, статьей 12 Закона Республики Казахстан от 13 июня 2005 года «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что репатриация иностранной валюты заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках: 1) выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг); 2) иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров (работ, услуг), в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.

При этом резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации иностранной валюты в срок репатриации. Контроль за выполнением указанных требований осуществляется, в том числе, таможенными органами.

Согласно положениям пункта 2 статьи 19 Федерального Закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Обязательным признаком невозвращения валюты из-за границы является ее размер, который в уголовном законодательстве определяется по-разному.

В частности:

Республика Беларусь.

В соответствии с примечанием к статье 225 УК РБ невозвращение из-за границы валюты признается совершенным в особо крупном размере, если сумма невозвращенной валюты превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (Справочно: по состоянию на май 2013 года эта величина свыше 725000 RUR).

Республика Казахстан.

Согласно примечанию к статье 213 УК РК невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств превышает пятнадцать тысяч месячных расчетных показателей (Справочно: свыше 5 370 000 RUR).

Российская Федерация.

Согласно примечанию к статье 193 УК РФ невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей.

 

Таким образом, о выполнении объективной стороны состава данного преступления можно говорить, во-первых, в случаях, когда субъект не обеспечил выполнение этих обязанностей, хотя мог это сделать, а во-вторых, когда он к тому же принял специальные меры к невозврату валюты (поручение контрагенту перечислить валюту на иной счет, чем счет организации резидента в уполномоченном банке, находящемся в Российской Федерации, израсходование этих средств за рубежом и т.д.).

Субъектом невозвращения валюты из-за границы является руководитель организации (статья 213 УК РК и статья 193 УК РФ) и должностное лицо юридического лица (статья 225 УК РБ).

Уголовным законодательством трех государств максимальное наказание ограничивается лишением свободы на срок до трех лет, что позволяет отнести данное деяние к преступлениям средней тяжести (менее тяжким преступлениям).

Вместе с тем, данное обстоятельство предопределяет некоторые трудности в предупреждении и расследовании фактов невозвращения валюты из-за границы.

Принципиальным является вопрос квалификации невозвращения валюты как неоконченного преступления, поскольку в практике правоохранительных органов возникают сложности в разграничении приготовления и покушения в отношении анализируемого преступления. Речь идет о положениях Общей части УК трех государств относительно возможности наступления уголовной ответственности за приготовление к преступлению.

Так, частью 2 статьи 24 УК РК и частью 2 статьи 30 УК РФ возможность уголовного преследования возникает только в случае приготовления к тяжкому или особо тяжкому преступлениям, т.е. деяниям, наказуемым лишением свободы на срок свыше пяти лет.

Согласно статье 13 УК РБ приготовление к преступлению влечет уголовную ответственность только в отношении менее тяжких, тяжких или особо тяжких преступлений (т.е. наказуемых лишением свободы сроком свыше двух лет).

В науке уголовного права и в законодательстве закрепился подход, согласно которому приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Применительно к невозвращению валюты из-за границы, чаще всего будут выступать: приискание соучастников, сговор на невозвращение и иное умышленное создание условий для невозвращения валютных ценностей.

Полагаем, что как приготовление, в частности, будут квалифицироваться деяния руководителя, непосредственно направленные на реализацию внешнеэкономической сделки, результатом которой он заранее предвидит невозвращение валюты. По экспортной сделке это могут быть действия, связанные с вывозом товара за границу, при импортной - перечисление денежных средств в порядке предоплаты за импортируемый товар и т.д. Отсюда следует, что такая деятельность руководителя, как подписание контракта, приискание соучастников в невозвращении валюты и т.п. будет приготовительными действиями (однако не преступными согласно уголовному закону РК и РФ).

Вместе с тем такие действия руководителя, как открытие специального банковского счета за границей для перечисления на него валютной выручки с целью ее сокрытия, полагаем, будут являться приготовлением на невозвращение валюты. Так же приготовлением следует признать и предварительную подготовку руководителем пакета фиктивных документов, обосновывающих уважительные причины невозвращения валютной выручки и другие незаконные действия, от непосредственного выполнения которых зависит успех преступной операции, даже если перечисленные действия совершены до вывоза товара (внесения предоплаты).

Изложенные доводы очень важны, поскольку очевидно, что максимально эффективным является проведение оперативно-розыскных мероприятий именно до возбуждения уголовного дела, и возбуждение его по признакам приготовления к невозвращению. Тем более, что после проведения оперативно-розыскных мероприятий и обоснованного возбуждения на их основе уголовного дела к моменту предъявления окончательного обвинения предельный срок возврата валюты наверняка наступит.

Таким образом, правовой анализ норм уголовных кодексов трех государств об ответственности за невозвращение валюты из-за границы выявил некоторые особенности подходов к установлению такой ответственности (субъект преступления, определение размера невозвращенных средств).

Вместе с тем, вопрос об унификации положений уголовного закона в данной сфере представляется спорным, поскольку соответствующие статьи защищают интересы не единого таможенного пространства, а экономические позиции конкретного государства (в части обеспечения стабилизации денежного обращения, защиты внутреннего рынка, финансовых интересов государства, недопущения сокращения его валютных резервов и др.).

 

 

 

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки